"Здравствуйте, меня зовут Ольга Ивановна, я работаю педагогом-психологом в данном учреждении с 2002 года, основные направления моей деятельности: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, профилактическое и просвещение. Работа проводится с детьми, педагогами, родителями и администрацией.
Итак, что же такое адаптация? Это приспособление организма к новым условиям. Адаптация бывает легкой (до 20 дней), средней (20-40 дней) и тяжелой (60 и более дней) (симптомы не озвучиваю, это и так понятно, можно оставить на потом). В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
В период адаптации, дорогие родители, Вы можете помочь своему ребенку:
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним. (не стоит избегать игровых площадок)
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
3. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.
5. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в детский сад. (не пугать, а только позиционировать роль воспитателя и детского сада в целом,а если хочется, можно и поругать, но только за закрытой кухонной дверью :))
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
• самостоятельно садиться на стул;
• самостоятельно пить из чашки;
• есть с хлебом;
• пользоваться ложкой;
• после еды задвигать свой стул;
• активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером должны выступать, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.
А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам анкету-тест «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где самостоятельно дома ответив на вопросы, вы получите прогноз готовности ребенка к ДОУ. И увидев проблемные вопросы, сможете отработать их до поступления ребенка в детский сад.
Анкета-тест
Какое настроение
преобладает у ребенка?
|
Бодрое, уравновешенное
|
3 балла
|
Раздражительное,
неустойчивое
|
2 балла
|
|
Подавленное
|
1 балл
|
|
Как Ваш ребенок засыпает?
|
Быстро (до 10 минут)
|
3 балла
|
Медленно
|
2 балла
|
|
Спокойно
|
3 балла
|
|
Неспокойно
|
2 балла
|
|
Что Вы делаете, чтобы
ребенок заснул?
|
Дополнительное воздействие
|
1 балл
|
Без воздействия
|
3 балла
|
|
Какова продолжительность
дневного сна ребенка?
|
2 часа
|
3 балла
|
Менее 1 часа
|
1 балл
|
|
Какой аппетит у Вашего
ребенка?
|
Хороший
|
4 балла
|
Избирательный
|
3 балла
|
|
Неустойчивый
|
2 балла
|
|
Плохой
|
1 балл
|
|
Как относится к высаживанию
на горшок?
|
Положительно
|
3 балла
|
Отрицательно
|
1 балл
|
|
Просится на горшок
|
3 балла
|
|
Не просится, но бывает
сухой
|
2 балла
|
|
Не просится и ходит мокрый
|
1 балл
|
|
Есть ли у Вашего ребенка
вредные привычки?
|
Да, сосет пустышку (палец),
раскачивается и др.
|
1 балл
|
Нет
|
3 балла
|
|
Интересуется ли игрушками,
предметами быта дома и в новой обстановке?
|
Да
|
3 балла
|
Нет
|
1 балл
|
|
Иногда
|
2 балла
|
|
Проявляет ли интерес к
действиям взрослых?
|
Да
|
3 балла
|
Нет
|
1 балл
|
|
Иногда
|
2 балла
|
|
Умеет ли играть
самостоятельно?
|
Да
|
3 балла
|
Не всегда
|
2 балла
|
|
Нет
|
1 балл
|
|
Взаимоотношения с
взрослыми.
|
Легко идет на контакт
|
3 балла
|
Избирательно
|
2 балла
|
|
Трудно
|
1 балл
|
|
Взаимоотношения с детьми.
|
Легко идет на контакт
|
3 балла
|
Избирательно
|
2 балла
|
|
Трудно
|
1 балл
|
|
Отношение к занятиям:
внимателен, усидчив, активен.
|
Да
|
3 балла
|
Нет
|
2 балла
|
|
Не всегда
|
2 балла
|
|
Есть ли у ребенка
уверенность в себе?
|
Есть
|
3 балла
|
Не всегда
|
2 балла
|
|
Нет
|
1 балл
|
|
Есть ли опыт разлуки с
близкими?
|
Перенес разлуку легко
|
3 балла
|
Тяжело
|
1 балл
|
|
Есть ли аффективная
привязанность к кому-либо из взрослых?
|
Есть
|
1 балл
|
Нет
|
3 балла
|
Прогноз адаптации
55-40 баллов – готов к
поступлению в детский сад
39-24 – условно готов
23-16 – не готов
- Родители должны честно ответить на вопрос: "А нужен ли нам детский сад?" Готовность родителей имеет важное значение.
- Что можно дать ребенку: любимую игрушку, фото мамы.
- Всегда должно быть запасное белье, даже если ваш ребенок сам просится на горшок, но в период адаптации все может случиться.
- Есть дети, которые каждый раз, уходя домой, будут забирать из своего шкафчика все свое добро, не стоит этому препятствовать, когда ребенок привыкнет, все нормализуется и вещи останутся "ночевать" в саду.
- Если вы надумали, отдав ребенка в детский сад, дома в этот период сделать ремонт, купить новую мебель или переставить что-то, не стоит этого делать в процессе адаптации, стоит этим заняться либо до детского сада или после полного привыкания ребенка к детскому саду.
- Если у ребенка возникнет какая-то проблема, например, отказ от еды, не стоит информировать об этом всех родственников, соседей и все время спрашивать: "А ты сегодня ел?". Проблема эта обязательно разрешиться, не стоит ребенку постоянно об этом напоминать и нервировать.
- Порой дети по-разному ведут себя при расставании с мамой и папой, посмотрите, с кем ребенок прощается более легко и меньше плачет. Пусть этот родитель и приводит ребенка в детский сад в этот период.
- Если вы привели ребенка в сад, он плачет, вы расстроились, тут же хотите забрать его со словами "Придем завтра", ни в коем случае не уводите его тут-же домой, оставьте хотя бы на полчасика. Дети хорошие манипуляторы, ребенок четко установит связь между плачем и уходом домой.
- Забирая ребенка из детского сада, погуляйте, поиграйте в песке, дома примите ванну, игры с водой - все это очень благотворно действует на нервную систему.
- Воспитатель ваш друг и помощник, никогда не таите в себе обиду или нерешенный вопрос, спрашивайте, уточняйте. Воспитатель не телепат, ваши мысли прочитать не может.
Комментариев нет:
Отправить комментарий